Chinese (Simplified)EnglishFrenchGermanRussian
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС имени Е.А.МРАВИНСКОГО

Скрипка — альт. 2 тур. Категория Б.


9 ноября состоялся второй тур в номинации «Скрипка-альт» (группа Б), участниками которого стали девять конкурсантов: шесть скрипачей и три альтиста.

Открыл конкурсный день Иван Терещенко (г. Королев, Московская область). Он исполнил соль-мажорную сонату В.А. Моцарта и «Паганиниану» Н. Мильштейна. Несмотря на юный возраст (конкурсанту только недавно исполнилось 16 лет), в данной возрастной группе он звучал очень достойно. Попадание в стиль было отменным, а исполнение интонационно точным. Показалось, что в сравнении с более взрослыми участниками Иван звучал недостаточно эмоционально, хотелось бы услышать большего динамического разнообразия. Звуковой баланс между солистом и концертмейстером Мадиной Набиуллиной был выстроен идеально, а вот в яркости исполнения солист все-таки уступал: пианистка притягивала внимание слушателей своей полной вовлеченностью в музыку, открытой эмоциональностью.

Следующий конкурсант – Василиса Крылова (г. Москва) – начала выступление с Седьмой скрипичной сонаты Л. Бетховена. Исполнение получилось выразительным, тембрально ярким. Скрипка Василисы запомнилась красивым полетным звуком. Особенно экспрессивно прозвучала концертная фантазия И. Фролова на темы из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Великолепная техника (очень качественные флажолеты), выразительное исполнение, изумительная выстроенность музыкальной формы. В музыкальном водовороте мелькали темы песенки Порги, куплеты Спортинг Лайфа, колыбельной Клары и другие знаменитые мотивы. Ансамбль между концертмейстером (снова Мадина Набиуллина) и солисткой получился равноценным. Исполнители «купались» в музыке, наслаждались каждым звуком и делились наслаждением со всеми присутствующими. Не только слушатели, но и члены жюри снимали исполнение на камеру смартфона. Показалось, что по окончании выступления один из членов жюри с чувством кивнул своему коллеге: «Хорошо!».

Третий конкурсант Маруо Сёко (Япония), как и Василиса Крылова, является студенткой МГК им. П.И. Чайковского, по сути представляет уже исполнительские традиции русской скрипичной школы. На сцене внешне сдержанна, уверенна. Звук элегантный и яркий, исполнение безукоризненное, тембр богатый и насыщенный. Если сравнивать эту скрипачку с драгоценным камнем, то она, несомненно, бриллиант: в игре чувствуется аристократичность, ничего лишнего, точное попадание в образ. На втором туре конкурсантка исполнила бетховенскую Сонату № 1 и «Блестящую рапсодию на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» венгерского композитора и скрипача Е. Хубаи.

   Валерия Илюшина (г. Москва) технически и музыкально звучала убедительно, но исполнение показалось немного нервным. Возможно, сказалось волнение или не очень хорошее самочувствие. Не хватило выстроенности звукового баланса между солистом и концертмейстером. В исполнении Валерии прозвучали Соната № 5 Л. Бетховена и Этюд в форме вальса К. Сен-Санса.

   Совсем юная шестнадцатилетняя участница конкурса – Елизавета Гусева (г. Санкт-Петербург). Игру Елизаветы, несмотря на блестящую технику и звуковую филигранность, все-таки отличает еще какое-то школьное исполнение. Фантазия Венявского на темы из оперы Гуно «Фауст» прозвучала интереснее, чем Пятая соната Бетховена. Слышно, что это одно из любимых произведений конкурсантки. Сложно тягаться с соперниками, которые старше тебя на пять лет… Хотелось бы увидеть Елизавету на следующем конкурсе: у этой талантливой скрипачки громкие победы еще впереди.

В выступлении Андрея Тростянского (г. Москва) больше запомнилась Соната № 2 для скрипки соло Э. Изаи. Музыка сонаты технически и образно сложна. Главная музыкальная тема произведения – средневековая секвенция Dies irae («День гнева») пронизывает все части цикла, держа слушателей в напряжении.

Выступление Андрея завершило скрипичную «половину» второго тура, зазвучал альт, наполнив пространство зала глубоким матовым и певучим звуком. Первым из конкурсантов-альтистов на сцену вышел Денис Герасимов (г. Новосибирск). Его программа была составлена из произведений ранних романтиков: Шуберта и Шумана. Денис играл свободно, словно не прилагая лишних усилий. В его игре совершенно не чувствовалось никакого волнения. Музыкант был открыт для публики, заставлял слушать, вел за собой. Денис, как и следующая конкурсантка Татьяна Скрынник, играл в ансамбле с Анной Кореповой, концертмейстером ДШИ им. Е.А. Мравинского. Удивительно, как за одну репетицию перед конкурсом удалось настолько точно и тонко выстроить ансамбль между солистом и концертмейстером!

   Татьяна Скрынник (г. Красногорск, Московская область) начала исполнение конкурсной программы с Каприса для альта соло М. Анзолетти. Показалось, что тембр ее инструмента еще гуще и сочнее, чем у предыдущего исполнителя. Полная погруженность в музыку, точнейшее осмысление музыкального синтаксиса, выверенность динамических оттенков – вот, что отличало игру этой конкурсантки. Каждое музыкальное слово было произнесено точно, с верной интонацией и полным пониманием каждой музыкальной мысли. Вторым произведением прозвучала соната № 1 Брамса. Исполнение отмечено точным проникновением в авторский стиль, богатой нюансировкой и великолепным чувством ансамбля с концертмейстером.

Завершала конкурсное выступление данной возрастной группы Дарья Селюгина (г. Санкт-Петербург). В ее исполнении прозвучали Неоконченная соната М. Глинки и Концертная пьеса Дж. Энеску. Звук у Дарьи светлый и блестящий. Девушка – самая старшая участница конкурсной группы, и это чувствуется по ее зрелому исполнению. Дарья дышит вместе со своим смычком, увлекает игрой, не отпуская внимание слушателя. Оба музыкальных произведения отмечены эталонным исполнением. Между Дарьей и ее концертмейстером Нелли Ли – замечательная сыгранность, полная гармония. Неудивительно, что Дарья вошла в число финалистов конкурса вместе с Василисой Крыловой, Маруо Сёко, Андреем Тростянским и Татьяной Скрынник.

Пока переживались и облекались в слова впечатления от выступления участников, завершился и третий тур конкурса в номинации «Скрипка-альт». Конкурсанты перезнакомились, одной дружной и веселой компанией в фойе школы ожидали решение жюри. Все волнения остались позади. Впереди последняя репетиция и выступление на Торжественном закрытии конкурса в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича.

Ольга Кречетова