Встречи 8 ноября
Нынешний конкурс намного компактнее предыдущих. И вот как-то быстро и незаметно прошла половина конкурсных прослушиваний, две группы уже отыграли программы 1 и 2 туров и появились списки вышедших на 3 тур музыкантов — у виолончелистов категории «Б» и скрипачей категории «А».
По многолетней традиции сижу на всех прослушиваниях виолончелей категории «Б» и хотелось бы поделиться своими впечатлениями от прослушанного на втором туре и познакомить наших гостей с юными музыкантами поближе.
Во второй тур вышли 11 виолончелистов и, несмотря на большие программы, весь второй тур пролетел незаметно, на одном дыхании. Во всяком случае, мне так показалось. И не мне одной.
О некоторых участниках 2 тура было написано в прошлых заметках, сегодня – новые лица, новые судьбы.
Прокофьев Даниил.
На 2 туре играл мощно. «Кадриль» Щедрина и «Скерцо» Шапорина были сыграны Даниилом очень убедительно, все акценты были расставлены точно. Это не трактовка, а именно то, что, по словам Е.А. Мравинского, является «донесением замысла композитора до слушателя». Это говорит о глубоком постижении автора музыки исполнителем.
Родился Даниил в северном городе Норильске, в 16 лет переехал в Екатеринбург, где окончил музыкальное училище. Поступил на первый курс Академии им. Гнесиных. Учится у Василия Степанова – лауреата 1 премии конкурса Мравинского (невероятно!). Семья музыкальная.
Увлекается шахматами, бегом, нравится волейбол (смотреть, но не играть).
Даниил много играл и в камерных ансамблях, но сольное исполнительство привлекает его больше. Использует любую возможность играть на сцене.
Вся музыка прекрасна, говорит Даниил, но особенно любит музыку Брамса и музыку XX века.
Касторская Варвара.
Родом из Минска. Училась в гимназии-колледже при Академии музыки с 5 лет, в 6 лет начала играть на виолончели.
В 2019 году поехала в Петербург на консультацию к профессору А.Н. Васильеву и приняла решение продолжить образование в консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Сейчас учится на 4 курсе и мечтает сыграть государственный экзамен на сцене Малого зала старинного здания консерватории после ремонта.
В семье Вари на сегодня она – единственный музыкант. Родители далеки от музыки. Ее старший брат окончил консерваторию в Минске, но стал программистом. Варя росла во время его учебы, и он помогал ей.
Варя любит играть в ансамблях, говорит, что самая красивая музыка в квинтетах – у Шуберта, Шумана, Брамс, Дворжака. Ее любимые композиторы Бах и Брамс. Любит оперы русских композиторов. Перечитала горы книг, всю английскую классику. В чем-то похожа на героиню английских романов 19 века. Очень артистична. Программа 2 тура у Вари была необычной – этюд Букиника и «Вариации на обретения жилья» Л. Десятникова. Отыграла великолепно.
Махнач Михаил.
Это настоящее открытие конкурса. Пожалуй, самый титулованный из всех участников. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов в Москве, Хорватии, Чехии, Литве, Германии, Бельгии. Самое последнее достижение – 1 место на конкурсе С. Кнушевицкого. Ведёт напряжённую концертную деятельность. Является одним из самых перспективных студентов РАМ им. Гнесиных.
Творческий путь связан с одним Учителем — В.К. Тонха, у которого Михаил обучался и в колледже «гнесинки», и в Академии. Сейчас он на 4 курсе, потом последует магистратура. Свою жизнь Михаил видит только в музыке, отдается ей безраздельно. Но его увлечения говорят о нем как о разностороннем и умном человеке. К примеру, путешествия, которые обогащают душу впечатлениями. Чтение – без объяснений понятно. Но вот совсем уж экзотические увлечения «чайной церемонией» или парфюмерией («слышу запахи») говорят о Михаиле как о человеке высокодуховном, незаурядном.
Выбор программы 2 тура Михаила сильно отличался от того, что играли другие музыканты – и высочайшей степенью технической трудности произведений, так и их эмоциональным и смысловым рядом. Это и Этюд Букиника, и «Скерцо» Кленгеля, и, несомненно, «3 строфы на имя Поля Саше» А. Дютийе. Слушать Михаила было чрезвычайно интересно!
Еще одна встреча – с самым юным в группе «Б» Ярославом Шмидтом.
Краткий очерк его творческой биографии уже был напечатан в предыдущих заметках. Поэтому хотелось бы несколько слов сказать о том впечатлении, которое произвело его выступление на 2 туре.
Талант Ярослава многогранен. Ему равно удается и изящество, лиризм, утонченность, но вместе с тем он может быть ироничным. Он невероятно музыкален. Его фразировка точна и рельефна. «Танец эльфов» в его исполнении прозвучал тонко и изящно, просто волшебно, будто попадаешь в чудесную сказку, когда не хочется, чтобы она заканчивалась. А в «Подражании Альбенису» Щедрина Ярослав, словно по мановению волшебной палочки, превращается в ироничного и недоброго подражателя великого испанца. Очень точное попадание в замысел Щедрина. У Ярослава большое будущее, без сомнений. Ему есть куда расти, в 16 лет все дороги открыты.
Незапланированная встреча.
В ожидании результатов 2 тура виолончелистов прослушала часть 2 тура скрипачей категории «А».
Еще с 1 тура внимание многих привлек высокий, тонкий как тростинка Алексей Тищенко.
Ученик Либеровой Т.К. в ССМШ при Петербургской консерватории. Через год будет поступать в консерваторию, но в какую – пока не решил.
Изучает в школе немецкий и французский. Не чужд спорту – любит настольный теннис, как говорит, самый доступный для музыканта вид.
Неплохо разбирается в живописи. Любимое время – эпоха Возрождения, а в музыке – эпоха барокко и венский классицизм. Увлекается аутентичной музыкой, хочет играть на аутентичной скрипке. Свое будущее Алексей видит в карьере солиста и участника ансамбля.
Фантазию Ф. Ваксмана на темы оперы Ж. Бизе «Кармен» Алексей играл не просто блестяще, но и с полным знанием тематизма и пониманием смысла этой великой оперы – празднично, лирично, загадочно, трагично. Редко звучат на конкурсах восклицания «браво», но после выступления Алексея они прозвучали.
Вечером стало известно, что Алексей вышел в 3 тур. Победа близка!
Галина Энвальд