Мастер-класс К.Б.Соколова
МАСТЕР – КЛАСС — ЭТО УРОК, ДАННЫЙ МАСТЕРОМ
«Основа основ – философия звука…»
Эпиграф этих заметок – строчка из стихотворения, посвященного профессору Санкт – Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского – Корсакова, заслуженному артисту России, Кавалеру Ордена Почета Кириллу Борисовичу Соколову. Написал это стихотворение отец одной из учениц Кирилла Борисовича после посещения его урока.
Эта удивительно образно и точно сформулированная мысль была своеобразным лейтмотивом и во время мастер – класса, который этот истинный Мастер провел для участников и гостей IXМеждународного юношеского конкурса имени Е. А. Мравинского.
Благодаря не совсем традиционному формату, в котором проходил мастер – класс, было ощущение, что мы присутствовали на своеобразном моноспектакле, в котором интереснейшие монологи чередовались с демонстрацией видеозаписей концертов. Усиливал сходство всего происходящего с театральным действом незаурядный актерский талант Кирилла Борисовича.
Вначале профессор рассказал об истории Санкт – Петербургской консерватории, отметившей недавно 150-летний юбилей, о педагогах, закладывавших основы петербургской – ленинградской исполнительской школы. Мы узнали, что первыми профессорами петербургской консерватории были немцы. Именно у них обучались российские музыканты, ставшие впоследствии профессорами консерватории. Среди первых российских профессоров – фаготистов Кирилл Борисович назвал Александра Гордеевича Васильева, а также его учеников – Дмитрия Федоровича Еремина и Григория Захаровича Еремкина. В свою очередь, одним из учеников Д. Ф. Еремина и является Кирилл Борисович. Поистине прекрасный урок памяти и почитания своих педагогических предков преподал профессор К. Б. Соколов молодым музыкантам!
Завершив исторический обзор, Кирилл Борисович познакомил присутствующих с фрагментами видеозаписей концертов, которые регулярно собирают в лучших залах Санкт – Петербурга его учеников разных лет. Кроме разнообразных ансамблей, мы услышали и увидели выступление единственного в России хора фаготов, организованного Кириллом Борисовичем и выступающего под его управлением. Поразил стилевой диапазон музыки, исполняемой ансамблями с участием фаготов – от И. С. Баха до Дж. Гершвина (включая такие вызвавшие улыбки «хиты» как «Танец феи Драже» и «Танец маленьких лебедей» из балетов П. И. Чайковского).
Третьим «актом» этого «спектакля» был обзор наиболее характерных ошибок и недочетов, услышанных профессором на конкурсе. Но это не было простым перечислением того, что не понравилось Кириллу Борисовичу. Разговор углубился в самую суть, в основу игры на духовом инструменте – проблему правильного дыхания. Кирилл Борисович не только очень красиво интонировал голосом проблемные фрагменты звучавших на конкурсе произведений, но и показал несколько упражнений, в т.ч. из арсенала йогов, помогающих научится правильно дышать, а значит, и извлекать красивый, выразительный звук.
В заключение профессор очень подробно и детально ответил на вопросы конкурсантов, касавшиеся конкретно их выступлений.
Вот таким – познавательным, музыкальным и поистине творческим – был этот Урок Мастера высшего Класса!
Любовь Шехтман