Chinese (Simplified)EnglishFrenchGermanRussian
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС имени Е.А.МРАВИНСКОГО

Мастер-класс заслуженного артиста России Алексея Массарского

7 ноября в Малом зале ДШИ им. Е. А. Мравинского состоялся мастер-класс члена жюри конкурса в номинации «Виолончель» заслуженного артиста России Алексея Массарского.

Мастер-класс проводился для участников, не прошедших во 2 тур конкурса. Первой участницей мастер-класса стала виолончелистка из Санкт-Петербурга Лидия Арбатская (младшая группа). Маэстро начал занятие с постановки: обратил внимание на не очень удобную посадку, дал совет увеличить наклон к инструменту. Девушка показала  мастеру этюд Мартена Берто из первого тура и «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова из второго. Занимаясь этюдом, Алексей Зиновьевич обратил внимание на работу смычком и лишние движения правой руки при переходах от струны к струне. При работе над «Полётом шмеля» мастером было замечено некоторое неудобство в левой руке. Чтобы исключить это неудобство, он поработал с конкурсанткой над пассажами легато, в медленном, спокойном темпе, посоветовав переходить к более быстрым темпам очень постепенно.

Следующим участником мастер-класса стала Евгения Ванюкова (старшая группа) из Москвы. Занимаясь с ней, Алексей Зиновьевич обратил всеобщее внимание на то, что первейшей задачей должна быть чистота интонации и качество звука, так как это костяк, основа, а всё, что касается художественной стороны должно быть следующим этапом. Маэстро привел в пример строительство дома: «Мы не можем говорить о ламбрекенах и различных украшениях, пока у нас ещё не стоят стены».

Работая над Сарабандой Баха, Алексей Зиновьевич обратил внимание на первую сексту: «Нужно контролировать вес смычка, виолончелист заранее должен знать, сколько он весит, и как им прикоснуться. Звук нужно «зацеплять» сразу, а не раздувать «пузырём». При работе над медленной частью сонаты Джованни Валентини, маэстро обратил внимание на скорость ведения смычка. «Акцент – плотнее взять смычком, после акцента – форте, плотно вести смычок, вибрация должна быть энергичнее и быстрее. Чтобы нота не «задыхалась», не скрипела – плотный укол и плотное ведение; пальцами держать волос плотнее к дереву, а плечо, наоборот, свободнее» Так же Алексей Зиновьевич обратил внимание, что в каждой доле есть более мелкие длительности, и если музыкант их не дослушивает, не распределяет пульсацию до конца смычка, значит, он торопится.

Следующий участник – Сергей Фатеев из Казахстана (старшая группа). В конкурсной программе Сергея – самая трудная сюита Баха – четвёртая. В прелюдии Алексей Зиновьевич обратил внимание на то, что от первого же ми бемоля нужно сразу всё выстраивать, лучше контролируя смычок, который у конкурсанта иногда оказывался в разных местах на струне, то ближе, то дальше от грифа. В жиге, размер которой 12/8, Маэстро посоветовал не торопиться, услышать все 12. При неудобстве – пересмотреть аппликатуру. Так же мастер напомнил о недопустимости «гуляния» в темпе, и о том, что в построении фразы нужна логика.

Следующим участником была Дарья Симахина, старшая группа, из Санкт- Петербурга. Работая над Прелюдией Баха из сюиты номер 3, Алексей Зиновьевич опять обратил внимание на то, что нельзя позволять себе  темповую небрежность, а выразительности нужно добиваться при помощи динамики. «В Бахе можно смело уходить в тишину. Это соло. Нюанс «piano» —  большой ваш помощник». С этой участницей мастер тоже занялся ровностью работой смычком, сказав, что нужно «научиться слушать, что делают руки».

Последним, пятым, участником мастер-класса стала Евгения Сахарова, младшая группа, из Воронежа. С ней Алексей Зиновьевич занимался Бахом из первого тура, а также сонатой Карло Тессарини из второго. В сонате мастер обратил внимание на трели, на то, что тремолирующую ноту нужно играть более внятно, «доставая» гриф, соблюдать ритмичность, а также на то, что нужно убрать из трели вибрато. В баховской сюите маэстро занялся звуком конкурсантки – атакой и последующим отзвуком, а также динамикой и интонацией. Алексей Зиновьевич, добиваясь большей округлости, гибкости в звуке, привёл очень интересное сравнение. «В звуке должно быть «ядрышко», «сердечко». Представьте себе лампу накаливания. Это сердечко – её ниточка, а уже вокруг неё возникает оболочка, звук тембрально окрашивается»

Слушатели мастер-класса узнали много интересного для себя, а участники – получили новые знания и мощный импульс для дальнейших занятий и своего профессионального роста.

 

Ирина Некипелова