Мастер-класс Й.Бажинки (Венгрия)
30 октября в Малом зале ДШИ им.Е.А.Мравинского состоялся мастер-класс члена жюри в номинации «Медные духовые инструменты» Йозефа Бажинки. Профессор, преподаватель класса тубы в университете Пешта сам является известным солистом — победителем многих престижных международных конкурсов, ведет активную исполнительскую деятельность, гастролируя в разных странах мира, имеет обширную дискографию. Его имя знают и уважают во всех европейских странах, поэтому на мастер-класс пришли не только участники Международного Юношеского конкурса имени Мравинского, но и студенты различных учебных заведений со своими преподавателями. Активными участниками мастер-класса были студенты Музыкального колледжа им. Римского-Корсакова Дмитрий Карахтанов и Александр Богданов, студент 2-го курса СПб Государственной Консерватории Василий Артемьев и выпускник Таганрогского музыкального колледжа Антон Цыбин.
На сцене Малого зала сразу же образовался квинтет – профессор занимался со студентами одновременно, показывая им тонкости владения тубой и добиваясь от них результата. Йозеф Бажинка посвятил свой урок не разбору произведений, а основам основ – правильной постановке дыхания, укреплению амбушюра, и – как следствие – рождению качественного и красивого звука на инструменте. Занятие началось с тренировки дыхания – умения брать очень глубокий вдох, и на «опоре» выдыхать воздух медленно, добиваясь того, чтобы выдыхаемый воздух был непременно тёплым. Следующим этапом была тренировка губ – так называемые «губные звуки» Профессор вспомнил, как одного тубиста в Америке спросили, кто был его лучшим учителем. Тот ответил: «Лошадь! Потому что она умеет делать вот так!» (Это фырканье действительно напоминает лошадиное). Далее Й.Бажинка перешёл к мундштуку и занялся на нём базингом (игрой различных звуков на мундштуке). Только через час, досконально разобрав не только физику, но и метафизику звука, профессор подключил к занятию сам инструмент. «Ни в коем случае нельзя менять положение мундштука. Я меняю положение челюсти. Зубы нужно разжать, тогда получится правильный звук. Рот должен быть открыт; чем ниже звук, тем больше я открываю рот. На конкурсе у многих участников была не очень хорошая артикуляция, было много хрипа в звуке. Если вместо красивого звука «та» я слышу «пра-пра-пра», я ставлю минус-минус-минус. На конкурсе у тебя есть только один шанс – и если у тебя хорошая артикуляция, он твой. Конкурс – это как Олимпийские игры. Чтобы показать свои лучшие 10 секунд, спортсмен тренируется 4 года. Сложные упражнения не нужны. Чем медленнее ты играешь, тем быстрее научишься». Профессор, объясняя, использовал яркие аллегории, к тому же у него отличное чувство юмора: «Не должно быть никаких лишних призвуков. Призвук – это как жужжание пчелы. Вы тубисты, так что представьте себе гигантскую жужжащую пчелу. Правда, страшно? И не только вам, но и всем слушателям!» Об игре форте: «Ваше форте должно быть заряжено энергией. Это не должен быть грохот; это шаги целеустремлённо шагающего гиганта». Об игре пиано: «Играть пиано не означает закрыть губы. Инструмент нужно согреть звуком; медленно впустить в него тёплый воздух, впустить в него жизнь. Туба – это как сказка. Мы должны играть поистине фантастические вещи»
Поистине фантастической вещью был этот мастер-класс, проведённый прекрасным музыкантом и педагогом. Просто и естественно он добился чистого и красивого звука у тубистов на сцене; его советы и упражнения, несомненно, будут очень полезны всем музыкантам-духовикам. Заключительные слова, сказанные профессором, нужно затвердить всем музыкантам, заменяя слово «туба» названием своего инструмента: «Думайте о своём звуке постоянно. Посвящайте всё своё время тубе. Уважайте и любите тубу!»
Ирина Некипелова