Мастер-класс А.Будриса (Литва)
В четверг 30 октября мастер-класс провёл профессор, глава кафедры деревянных духовых инструментов Литовской Академии музыки Алгирдас Будрис. А.Будрис, известный солист-виртуоз, входящий в число 40 лучших кларнетистов мира, согласно книге П.Уэстон «Кларнетисты-виртуозы современности», за почти полвека артистической деятельности давший более 2000 сольных концертов, является и опытнейшим педагогом, воспитавшим целую плеяду талантливых артистов, выступающих сейчас со многими оркестрами мира и побеждающих на конкурсах самого высокого ранга. А.Будрис, истинный энтузиаст свого дела, щедро делится своим бесценным опытом не только со своими учениками, но и со всеми слушателями, посещающими мастер-классы, которые он проводит не только на всём постсоветском пространстве, но и в европейских странах, и в США.
На занятии профессора участник второго тура группы «Б» Шэнь Тяньи показал «Первую рапсодию» Клода Дебюсси. Профессор сразу отметил, что у юноши очень хорошее дыхание и звук, но в импрессионистской музыке очень важно найти «краску»; ведь импрессионизм — это особое настроение и особое состояние. А.Будрис объяснил: «Французская речь и интонации отличаются тем, что построены на чувстве, на особом дыхании, так же должна звучать и французская музыка». Больше 40 минут он работал с молодым исполнителем над каждой фразой этого сложнейшего музыкального произведения. А.Будрис добился того, что все поставленные им задачи были выполнены: меньше стало слышно работу языка, легато стало более выразительным, молодой музыкант стал более чутко прислушиваться к гармонии, фраза кларнета стала продолжением фразы фортепиано, между инструментами завязался диалог, сами фразы стали более длинными, идущими изнутри, «от сердца».
Следующий участник — прошедший во второй тур кларнетист группы «Б» москвич Николай Ларин показал 1-ю часть Ля-мажорного концерта Моцарта. С ним профессор так же провёл полноценный урок. Прослушав фрагмент этого произведения из третьего тура, Алгирдас Будрис сказал: «Вы сыграли очень ритмично, хорошим звуком, но Моцарта я там пока не услышал. Бах, Моцарт, Брамс — гениальные композиторы, имеющие свой, особый дух. Моцарта вообще мало кто играет хорошо. Для его музыки нужно найти звук. Нужно его петь не из горла, а от «опоры», как делают вокалисты. Всё должно играться очень естественно. Всё должно быть просто, натурально, певуче. Играть нужно не нотами, а звуком, обязательно нужно слушать гармонию, постоянно должен присутствовать внутренний ритм, каждую фразу нужно обнимать певучим звуком, выстраивающимся в линию». Профессор закончил занятие только тогда, когда убедился, что в каждом мотиве есть значительные улучшения, и молодой музыкант пойдёт в верном направлении в работе над произведением, которое является одной из ценнейших жемчужин в сокровищнице мировой музыки.
Далее А.Будрис занимался с участницей первого тура группы «А» Калиянуровой Софией (Караганда). Девушка выбрала для занятия «Конкурсное соло» Анри Рабо из программы второго тура. Профессор, похвалив девушку за выступление на конкурсе, сразу отметил и недостатки, которые ему удалось тут же, на месте, устранить: «Вы играете «открытым» звуком, поэтому ноты не соединяются во фразы; из-за этого звучит и резонирует только средняя часть кларнета, а верхняя и нижняя части не звучат. Звук надо «закрыть», округлить при помощи опоры». Талантливая ученица, выполняя все указания профессора, также добилась значительного улучшения прямо на глазах у заинтересованных зрителей.
Мастер-класс этого выдающегося педагога дал новые и полезные знания не только кларнетистам, но и всем остальным музыкантам, присутствовавшим в зале. Многие из них, посетив занятие Алгирдаса Будриса, увидят и услышат в музыкальных произведениях, над которыми они работают, новые краски и новые задачи и подойдут к исполнению этих задач более вдумчиво и тонко, что поможет им достичь следующего уровня в освоении этого высокого мастерства — владения музыкальным инструментом.