Chinese (Simplified)EnglishFrenchGermanRussian
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС имени Е.А.МРАВИНСКОГО

Мастер класс Д.А.Воронцова

9 ноября состоялся мастер класс Заслуженного артиста России доцента Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского — Корсакова Дмитрия Александровича Воронцова. Мастер класс вызвал большой интерес у молодых валторнистов — участников конкурса и их преподавателей. Его посетили музыканты из Китая, Казахстана, России, Прибалтики.

В самом начале встрече прозвучал вопрос о том, как нужно разыгрываться? Дмитрий Александрович подробно рассказал о своем подходе к решению этого вопроса, заметив, что у кого-то может быть и другая точка зрения.

Отвечая на данный вопрос, Дмитрий Александрович обрисовал все составляющие элементы сложного исполнительского аппарата музыканта — духовика, их функции и возможности положительно на них влиять. Были даны как советы общего порядка (никогда не играть на холодных губах, не начинать разыгрываться на высоких нотах и громким звуком; как только возникает напряжение в губах, делать передышку),так и показаны конкретные интонационные упражнения для разыгрывания и порядок их выполнения, с постепенным расширением диапазона и усложнением интонаций. Дмитрий Александрович дал рекомендации по времени выполнения каждого из рекомендуемых упражнений и сказал, что у него обычно на разыгрывание уходит минут 40.

Был задан вопрос: «как добиться хорошего звука?». Отвечая на этот вопрос, Дмитрий Александрович подчеркнул, что для музыканта, играющего на духовом инструменте, очень важно умение правильно дышать, включать в работу диафрагму, грудную клетку. Для Еркежан Бахытжанкызы, валторнистки из Казахстана, он стал живым наглядным пособием, предложив понаблюдать за работой его мышц во время игры. Девушка осталась довольна предложенным экспериментом, она поняла, какие части тела нужно контролировать при игре.

«Как заниматься правильнее: стоя или сидя?» Дмитрий Александрович, сказал, что полезно заниматься и стоя, и сидя. Выступая сольно, музыкант стоит, но в оркестре все играют сидя. Этот вопрос важен для юных валторнистов, порой у них устают руки держать инструмент. В таком случае следует играть сидя, но нужно следить, чтобы спина не горбилась, а корпус оставался в вертикальном положении. Также имеет смысл найти точку опоры для инструмента.. Дмитрий Александрович сказал, что наблюдал такой вариант игры у Жень Цзымина, поэтому он попросил юного китайского валторниста показать этот вариант игры всем присутствующим.

С несколькими молодыми музыкантами Дмитрий Александрович серьезно прошел произведения из конкурсной программы. Желая добиться выразительности исполнения, он не только работал над фразировкой, динамикой, показывал сам, как нужно сыграть тот или иной фрагмент пьесы, но постоянно обращал внимание на смысл, содержание музыки. Для того, чтобы валторнист из Китая Сун Сюань понял нежно — лирический характер исполняемой фразы из концерта Г.Доницетти, Дмитрий Александрович пояснил ее смысл через пластический образ: он встал на колени перед одной из слушательниц и сыграл эту фразу как признание рыцаря своей даме сердца. Этот пример помог Сун Сюяню выразить нужное настроение.

В конце встречи присутствующие поблагодарили Дмитрия Александровича за общение, за ценные советы и сделали совместные фотографии на память.

Татьяна Нестерова