Chinese (Simplified)EnglishFrenchGermanRussian
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС имени Е.А.МРАВИНСКОГО

Подведение итогов конкурса

12 ноября, в день закрытия XI Международного юношеского конкурса имени Е. А. Мравинского, состоялась традиционная встреча членов жюри с участниками, преподавателями, членами оргкомитета и гостями конкурса.

Первыми выступили председатели жюри в обеих номинациях. Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории Кирилл Борисович Соколов — бессменный председатель жюри в номинации «Деревянные духовые инструменты» с 1996 года, — отметив высокий исполнительский уровень участников, остановился на некоторых общих для многих молодых музыкантов проблемах. По мнению профессора, наиболее серьёзные и распространённые недостатки-ритмическая неточность исполнения, не всегда верное прочтение содержащейся в нотном тексте терминологии, из-за чего «теряется эмоциональное воздействие на слушателя». К. Б. Соколов обратил внимание и на часто встречающееся несоответствие исполнения (штрихов, нюансировки, атаки звука и т. д.) стилистическим особенностям композитора и эпохи.

Председатель жюри в номинации «Медные духовые инструменты» профессор Российской Академии музыки имени Гнесиных Вячеслав Михайлович Прокопов заострил внимание на том, что у многих участников высокий технический уровень преобладает над их музыкальным развитием. По мнению В. М. Прокопова, «конкурс — это подведение итогов работы ученика, педагога и родителей… Победа на столь престижном конкурсе говорит о том, что все вместе выпестовали настоящего артиста». В этой связи необходимо, чтобы и педагоги, и родители уделяли больше внимания развитию обшей культуры и музыкального кругозора юных музыкантов. «Тот, кто слушает много музыки, — сказал профессор,- играет совсем по-другому и не будет играть концерт И. С. Баха также, как концерт В. Щелокова».

Постоянный член жюри конкурса из Германии Вольфганг Вендель признался, что при столь высоком исполнительском уровне участников было очень трудно кого-тот выделить, и что сам процесс выбора лучшего во многом индивидуален и связан сличными ощущениями. «Если музыкант задевает струны моей души, я говорю ему «да», — сказал В. Вендель.

Члены жюри Ааво Отс (Эстония), Николай Васильевич Мозговенко (Москва) и Йозеф Бажинка (Венгрия) отмечали высокий уровень организации конкурса, благодарили оргкомитет, а также — педагогов, подготовивших таких замечательных учеников.

Во время встречи были затронуты и вопросы оценок и выставления баллов участникам конкурса. Исполнительный директор конкурса И. В. Каширина разъяснила, что, являясь членом Европейского Союза музыкальных конкурсов для юношества (EMCY), работа жюри конкурса в полной мере соответствует правилам и стандартам, принятым этой организацией.

Интересные мысли высказал слушатель конкурса, артист оркестра Мариинского театра Заслуженный артист России С. В. Крючков. Он привёл слова своих педагогов, выдающихся музыкантов, много лет игравших в оркестре Е. А. Мравинского — Ю. А. Большиянова и В. С. Марголина, — говоривших, что участник конкурса прежде всего соревнуется с самим собой. С. В. Крючков сравнил конкурс с надводной частью айсберга, всей нашей системы образования. Говоря о том, что конкурс даёт педагогам прекрасную возможность встретиться и «сверить часы», Сергей Васильевич высказал пожелание предложить педагогу, воспитавшему лауреата, провести мастер-класс для всех преподавателей города.

Хочется выразить огромную благодарность всем участникам этого очень интересного и полезного разговора и поблагодарить за высокую оценку организации конкурса.

Любовь Шехтман