Мастер классы Ола Карлссона и Мартти Роуси
После завершения второго тура виолончельного марафона (так же, как и накануне, группы «А» и «Б» играли в один день с 10 часов утра) члены жюри в номинации «виолончель» вечером без устали продолжили работу на мастер классах.
На мастер класс шведского профессора Олы Карлссона собралось много конкурсантов обеих возрастных групп, а также виолончелисты из разных школ искусств города, преподаватели и родители.
Профессор занимался с Ефремовым Богданом (ДМШ №20, СПб), Бобковым Артемием (Москва), Веселковым Николаем (г. Жуковский) – юными музыкантами группы «А», а также с конкурсанткой группы «Б» Кристиной Казанкиной.
Отличительная черта профессора – работа над деталями, буквально по тактам, из которых затем складывается целое. Мне понравилось его высказывание – «главный учитель – это ваши уши, вы должны пропевать каждую ноту, без пропевания не будет музыки». Со всеми участниками Ола Карлссон работал подолгу, показывал специфические приемы по извлечению звука, много шутил, и первоначальная скованность моментально исчезла, обстановка была настолько непринужденная и доброжелательная, что все пришедшие не хотели расходиться. Общаться с Олой легко, даже переводчик практически не понадобился – юные музыканты все понимали без перевода.
Около семи вечера в Малом зале мастер класс начал профессор Академии музыки им. Я.Сибелиуса в Хельсинки Мартти Роуси. Я хорошо помню его мастер класс 4 года назад, это было незабываемо. Для мастер класса в пятницу Мартти сам отобрал участниц конкурса, чья игра ему очень понравилась — Базалеву Екатерину (Петербург) и Фунтикову Людмилу (Чебоксары). На мастер классах он слушает произведение почти целиком, а потом предлагает свою концепцию драматургии, попутно совершенствуя детали.
Но пианистку Анну Корепову вызвали на репетицию, и Екатерина смогла сыграть с концертмейстером только начало концерта К.Сен-Санса, поэтому урок продолжился в ином русле. Мартти отрабатывал детали, показывал упражнения для развития пальцевой техники, призывал не бояться звука, красок, уверенно интонировать. Вместе с Екатериной они немного поиграли ансамблем, получился очень красивый дуэт. Забавным был момент со смычком, Мартти дал Екатерине свой и пообещал подарить ей новый смычок, если она приедет в Хельсинки.
«Не смотри на руки!»
Дуэт
Урок с Людмилой Фунтиковой Мартти Роуси начал с похвалы, назвал ее игру на конкурсе потрясающей (к сожалению, Людмила не вышла в третий тур). Предложил обратиться к конкурсной прелюдии Баха, и началось волшебство! Оно продолжалось больше двух часов. Так долго потому, что предварительно профессор выяснил, где находится город Чебоксары и что это очень далеко от Петербурга, и тем более от Хельсинки…
Примерно через час маэстро спросил – не устала ли юная виолончелистка, реакция ее была незамедлительной – «конечно, нет!» Работа продолжилась, отрабатывались детали, показывались приемы игры, музыка звучала раз от разу все интереснее, ярче, выразительнее. Закончился мастер класс Мартти Роуси в одиннадцатом часу! Огромная ему благодарность от всех, кто смог прийти и увидеть воочию – как творится музыка.
Галина Энвальд