Chinese (Simplified)EnglishFrenchGermanRussian
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС имени Е.А.МРАВИНСКОГО

Мастер- класс Теему Кипиайнена (Финляндия)

Теему Кипиайнен — профессор класса  альта и камерной музыки Академии имени Сибелиуса в Хельсинки. На занятия к нему записались 2 альтистки: Стефания Жукофф (Санкт — Петербург) и Алена Хлевная (Москва).

С каждой из них Теему занимался по часу.

Стефания пришла с концертмейстером Марией Юрьевной Колайко. Профессор  прослушал 1 часть сонаты Брамса  № 2 и отметил, что Стефании повезло, ее — концертмейстер — отличная пианистка. Теему объяснил Стефании, что в камерной музыке Брамса и Шуберта  очень важна партия фортепьяно, именно там нужно искать подсказки для правильного исполнения своей партии. Началась серьезная работа над музыкальным текстом. Теему добивался, чтобы фразы фортепьяно и альта, перекликаясь, в тоже время складывались в длинные линии — волны, профессор употребил  выражение  » нужно смотреть далеко за горизонт». «Паузы — это не остановки движения, а только момент дыхания, нужно все время идти вперед». Добиваясь певучей фразировки, протяженности музыкальной линии, Теему посоветовал не подчеркивать  долевую пульсацию, т.к. это тормозит  движение. Желая передать свое понимание музыки, Теему  выразительно  пел мелодию, делал пластичные жесты, которые образно помогали выполнить его указания. В результате занятия в исполнении  Стефании произошли явные перемены: оказалось, что в патетической, полнозвучной, порывистой  музыке  Брамса  скрывается  лирическая  мягкость, теплота и нежность. Музыка обогатилась новыми красками.

  

Стефания Жукофф на мастер-классе Теему Кипиайнена

 С Аленой Теему поделился  своим опытом о том, как добиваться мышечной свободы при игре на  струнном инструменте. Он рассказал о функциях всех частей тела. Поочередно  шла работа над устойчивой позицией ног, свободой в плечах, шее, спине. Были разобраны ощущения в правой и левой  руке и роль каждой руки в звукоизвлечении. Главная забота исполнителя — это умение снимать зажатия, достигать полной свободы всего тела, всех мышц. Эта свобода должна быть такой же естественной как дыхание. Профессор проводил параллели с техниками различных боевых искусств ( тайцзи, кунфу, ушу), в которых успех связан с контролем над телом, умением делать мягкие плавные движения в нужной позиции (учителя этих искусств употребляют выражение «выпал из тональности» при неправильных движениях). Он сравнил  смычок с мечом в азиатских боевых искусствах, которым не рубят с размаху, не совершают удар, сопряженный с зажатием мышц, а срезают.

Алена осталась довольна занятием и сказала, что оно было очень полезно для нее: она узнала много нового, интересного.

 

    

Алена Хлевная на мастер-классе Теему Кипиайнена

                                                                                                   Т.Нестерова