Chinese (Simplified)EnglishFrenchGermanRussian
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС имени Е.А.МРАВИНСКОГО

Мастер-класс Яна Репко

11 ноября 2016 года в Малом зале детской школы искусств имени Е.А. Мравинского состоялся мастер-класс Яна Репко — члена жюри в номинации «Скрипка-альт», профессора Лондонского Королевского колледжа музыки. Ян Репко — исполнитель и педагог, востребованный во всём мире. Он регулярно выступает и проводит мастер-классы в России, Китае, США и странах Европы. Уникальную возможность получить бесценный опыт и знания получили и юные музыканты, выступившие на конкурсе имени Е.А. Мравинского.

Мастер-класс Яна Репко прошёл под знаком музыки великого Баха. Первой участницей стала Лилия Перелевская (Ростов-на-Дону, скрипка, группа «Б»). Она показала профессору Сарабанду и Жигу из партиты №2 Иоганна Себастьяна Баха. За 45-минутный урок Ян Репко помог девушке разобраться с каждым звуком этого гениального произведения. Работая над Жигой, он напомнил ей, что музыка Баха всегда структурирована; мотив, идущий вверх должен исполняться на крещендо, создавая напряжение, мотив, идущий вниз — на диминуэндо, снимая напряжение, успокаиваясь. Профессор обратил внимание юной конкурсантки на то, что Жига — это небольшой танец, в котором фразы нужно строить большие, показывая только первую долю, убирая остальные, и первую долю нужно играть длиннее, не торопиться с ней. При этом нужно очень хорошо чувствовать пульс. Ян Репко заметил Лилии, что на конкурсе она ускоряла фразы в Жиге и приходила к их окончанию раньше, чем нужно. Работая над Сарабандой, профессор объяснил девушке, что первую долю нужно играть вниз смычком, все короткие нисходящие фразы нужно играть как плач, и обязательно без вибрато.

Следующим участником мастер-класса стал Адриан Ибаньес-Ресьян (Финляндия, скрипка, группа «Б»). Он показал профессору Largo из сонаты Баха, которую он играл в первом туре конкурса. Ян Репко опять напомнил присутствующим, что в исполнении музыки нужен не счёт, а пульс, который должен оставаться чётким даже в случае accelerando. Взяв в руки скрипку, профессор мастерски показал, что музыка никогда не может быть статичной, она всегда должна вести исполнителя к следующему такту. Ян Репко очень подробно разобрал в медленной части этой красивейшей сонаты каждый звук, отдельно остановившись на проблеме интервалов. Играя барочную музыку, очень важно помнить правило взятия интервала — чем он шире, тем больше должен быть промежуток — «вдох» между звуками. Профессор говорил и о характере музыки. Музыка медленной части должна звучать «грустно». Но, что такое «грустно», какие у него степени и градации? Грусть в музыке — интересная вещь, у неё много уровней, и сразу «выключить» её невозможно…

Третьим участником этого интереснейшего мастер-класса стал Абылай Нурылбек (Казахстан, скрипка, группа «Б») Он исполнил сонату Эжена Изаи, построенную на цитатах из великого Баха. Говоря о медленной части, Ян Репко сказал, что не все обращают внимание, какой там стоит темп. Не Lento, а Poco Lento! Играя Сарабанду, представьте себе тишину заснеженного леса. При исполнении студентом быстрой части, профессор напомнил всем, что нельзя увлекаться темпом ради темпа. «Это слишком быстро! Я не слышу музыки!» Ян Репко особое внимание обратил на «постановку» Абылая. «У вас опущена голова. Так нельзя играть — вы не делитесь своими эмоциями с нами» Профессор вызвал смех в зале, когда с юмором объяснил, как должен выглядеть скрипач: «Вы должны быть похожи на куклу Барби — грудь вверх, ноги расслаблены!» Чтобы исправить «постановку», Ян Репко посоветовал юноше поиграть в ресторане. И показал наглядно — заиграл серенаду. «Подойди с серенадой к девушке, загляни ей в глаза — это будет общение. Без общения музыка — ничто!»

И слушатели, и участники получили колоссальное удовольствие от урока, данного настоящим мастером своего дела. Детальная проработка техники, вдумчивый разбор кантилены, глубокий анализ стилистики исполнения сочетались с доброжелательностью и живым юмором профессора. Все с нетерпением будут ждать новых встреч с потрясающим музыкантом и педагогом — Яном Репко!

Ирина Некипелова