Chinese (Simplified)EnglishFrenchGermanRussian
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС имени Е.А.МРАВИНСКОГО

Мастер-классы скрипачей

В рамках Всероссийского открытого конкурса им. Е. А. Мравинского 2022 года традиционно состоялись мастер-классы членов жюри для участников, не прошедших во второй тур. Восьмое ноября ознаменовалось сразу двумя замечательными творческими событиями: встречей с заслуженным деятелем искусств Российской федерации, профессором Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Мариной Кузиной и совместным мастер-классом профессора Санкт-Петербургской консерватории, народного артиста России Михаила Гантварга и профессора Московской консерватории, залуженного артиста России Сергея Кравченко.

В мастер-классах приняли участие два юных музыканта из номинации «Скрипка», категория «А»: Кулаков Андрей и Грищенко Елизавета, а также участница номинации «Скрипка», категория «Б», Патенко Александра.

Первым на мастер классе Марины Кузиной выступил юный музыкант Андрей Кулаков – ученик 7 класса Санкт-Петербургской ДМШ №10. Марина Александровна подробно разобрала с Андреем одно из его конкурсных произведений: Фантазию B-dur Телемана. Занятие началось с выяснения общих сведений: особенностей скрипичной музыки эпохи Барокко, специфики жанра фантазии. Марина Александровна акцентировала внимание юного скрипача на том, что в фантазии, как полифоническом произведении, должно быть правильное и яркое сопоставление голосов. Профессор помогла Андрею вдуматься в строение каждой фразы пьесы и выстроить общединамический план произведения так, чтобы слушателей исполнение музыки захватывало, а не заставляло скучать.  Профессор отметила, что юноше необходимо работать над большей воодушевлённостью исполнения.


М. А. Кузина и  А.Кулаков с мамой

Следующим участником сразу двух мастер-классов стала студентка Санкт-Петербургской консерватории Патенко Александра. Девушка попросила разобрать с ней Аллеманду и Куранту из скрипичной партиты И. С. Баха и 23-й Каприс Н. Паганини. Марина Александровна, выслушав игру скрипачки, сделала ряд ценных замечаний. Так, в исполнении Александрой музыки И. С. Баха не хватило полифоничности: по словам профессора, «голоса можно разделить по-разному: где-то ярко, где-то завуалировано», но соотношение голосов должно быть соблюдено, между ними должен выстраиваться диалог.  Музыкант напомнила студентке, что у И. С. Баха нет прямого «диминуэндо» и «крещендо», и динамику нужно выстраивать в каждой фразе отдельно. Профессор много работала с участницей конкурса над четкостью ритмической организации исполнения. Марина Александровна обратила внимание Александры также на художественную идею пьес И. С. Баха: «за их танцевальностью скрывается глубокое содержание, философское размышление». В Каприсе Паганини профессор работала с Александрой над чистотой интонации и правильной атакой.  Свое занятие с ребятами М. А. Кузина завершила словами: «в исполнении музыки должна быть ясность динамики, интересное построение фраз, музыкант должен иметь отчетливое понятие о содержании музыкального произведения».


М. А. Кузина и А. Патенко

Мастер-класс  Михаила  Гантварга и Сергея Кравченко прошел в непринуждённой, оптимистичной атмосфере. Михаил Ханонович и Сергей Иванович подробно разобрали с Александрой Патенко и Елизаветой Грищенко все неточности, допущенные девушками в исполнении произведений на 1 туре конкурса. Знаменитые музыканты обратили внимание юных скрипачек на необходимость построения ясного динамического плана, на важность чёткой артикуляции и правильного построения музыкальных фраз, а также на соблюдение единства темпа и качества штрихов.  С Александрой музыканты поработали над  пьесами из партиты И. С. Баха, а с Елизаветой – над рондо  G-dur В. А. Моцарта.

В завершении мастер-класса Михаил Ханонович Гантварг и Сергей Иванович Кравченко пожелали участникам конкурса плодотворных занятий и профессионального роста.


М. Х. Гантварг, С. И. Кравченко, Е. Грищенко.


Участники и гости мастер-классов 8.11.2022

 

Ольга Зайцева