Chinese (Simplified)EnglishFrenchGermanRussian
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС имени Е.А.МРАВИНСКОГО

Виолончель А, 2 и 3 тур. Впечатления.

8 ноября в Концертном зале ДШИ имени Е. А. Мравинского состоялся II тур участников в номинации виолончель, категория А.

Программа второго тура состоит из трёх произведений разных эпох и стилей. В исполнении юных талантов прозвучали старинные сонаты итальянских композиторов, виртуозные пьесы и музыка советских авторов. В этом обзоре я остановлюсь более подробно на каждом участнике, ведь во 2 и 3 туры вышло всего пять музыкантов и выбор программы был отнюдь не тривиален.

Единственная девушка в группе – Мария Янсон из Санкт-Петербурга; во 2 туре она исполнила 3 и 4 части сонаты ре минор  Андреа Капорале, «Тарантеллу» Давида Поппера и «Арию» Вадима Салманова. Манера исполнения этой юной виолончелистки подкупает своей естественной красотой; в её игре нет ни одной «небрежной» ноты, всё звучит очень вдумчиво и «прослушанно». Именно такой манерой исполнения и славится петербургская школа и стиль. В «Арии» для виолончели Вадима Салманова, изданной в 1962 году, Мария очень ярко смогла раскрыть свой талант, и своим проникновенным, трепетным, душевным исполнением завоевать сердца слушателей.

Следующим выступал Тихон Евланов из Москвы. В его исполнении прозвучали 2 и 3 части сонаты соль мажор Джованни Саммартини, «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова и «Кадриль» из оперы «Не только любовь» Родиона Щедрина. Об этом ярком музыканте читатели могут подробнее узнать из интервью, которое было недавно опубликовано на сайте конкурса. Во втором туре особенно сильное впечатление на меня произвело его исполнение Кадрили. Это один из наиболее известных номеров первой оперы Родиона Щедрина, написанной в 1961 году по либретто Василия Катаняна, основанном на рассказе Сергея Антонова «Тётя Луша». Кадриль стала настолько популярной, что не сходит со сцены уже более полувека, и её перекладывают на самые разные составы – и для камерного оркестра, и для баяна, и для фортепиано в 4 руки… Но, несомненно, самое популярное переложение – для виолончели. Надо сказать, что на конкурсе Е. А. Мравинского эту пьесу, в основном, исполняют в старшей группе, так как музыкальный материал этого произведения сложен не только в техническом плане, но и в смысловом. Но, несмотря на возраст, Тихон Евланов исполнил кадриль поистине великолепно – яркие, сочные краски, акценты, точная фразировка давали забыть слушателю, что это только соло виолончели, а не само театральное действо; впрочем, я даже не была этим удивлена — тот факт, что этот юный конкурсант отличается зрелостью и глубоким пониманием музыки, я отмечала и ранее.

Далее выступал Ици Чен, китайский виолончелист. Его программа: две части сонаты фа мажор Карло Тессарини, «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова и «В подражание Альбенису» Родиона Щедрина. Этот конкурсант ещё в первом туре заявил о себе, как блестящий виртуоз, и во втором туре доказал это ещё раз, продемонстрировав высочайшую техничность. «Полёт шмеля» — не только  очень популярная пьеса у всех инструменталистов, но и очень трудная для исполнения. В оригинальной версии оперы «Сказка о царе Салтане» соло в оркестре о превращении князя Гвидона в шмеля исполнялось попеременно двумя скрипками; за 120 лет после написания оперы технический уровень музыкантов настолько вырос, что теперь этот номер не только играют на всех инструментах, но и устраивают своеобразные соревнования в скорости, периодически обновляя книгу рекордов Гинесса (последний результат был зафиксирован в 2015 году, рекорд принадлежит американскому гитаристу). Разумеется, эти эксперименты служат, прежде всего, для популяризации классической музыки, и неприемлемы в серьёзных мероприятиях – концертах и конкурсах. Исполнение «Полёта шмеля» Н. А. Римского-Корсакова Ици Чена без всяких рекордов восхитило своей виртуозностью и яркой экспрессией слушателей и высокое жюри.

Следующим было выступление Владимира Третьякова из Санкт-Петербурга. Он исполнил две части сонаты фа мажор Карло Тессарини, «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова и несколько прелюдий Мечислава Вайнберга из цикла «24 прелюдии для виолончели соло», опус 100. Сочинение написано в 1968 году и посвящено гениальному музыканту, нашему соотечественнику, Мстиславу Ростроповичу. Нужно сказать, что во все времена музыканты-исполнители, обладающие яркой индивидуальностью и неповторимостью, так сказать «своим лицом», служили поводом для создания новых сочинений композиторами. Так, благодаря Ростроповичу, виолончельный репертуар пополнился рядом интереснейших сочинений. Наследие  Мечислава Вайнберга, незаслуженно забытого после его смерти, сейчас заново начинает открываться. В прелюдиях композитор как бы обращается к великому Баху, используя тот же конструктивный способ организации цикла, что и Бах в «Хорошо темперированном клавире». Музыкальный материал прелюдий сложен и многогранен, тем более было удивительным наблюдать, что юный 14-летний музыкант, Владимир Третьяков, смог постичь замысел композитора, и в  полной мере донести его до слушателя. Конкурсант исполнил прелюдии, без преувеличения, интеллектуально, с глубоким пониманием.

Самым последним выступал Михаил Васильев. Он исполнил две части сонаты фа мажор Карло Тессарини, «Тарантеллу» Давида Поппера и «В подражание Альбенису» Родиона Щедрина. Знаменитая пьеса Щедрина более всего известна именно в струнном  переложении, хотя изначально она предназначалась для фортепиано. Родион Щедрин посвятил её знаменитой балерине Майе Плисецкой, на которой женился за год до написания пьесы. Музыка, подражая Альбенису, звучит знойно и страстно, очень «по-испански», и это единственное сочинение Щедрина, кроме «Кармен-сюиты», которое имеет испанские мотивы.  Уже первый интервал мелодии – увеличенная ундецима, подчёркнутая синкопой, ярко указывает на образ женщины, которой посвящена пьеса – Майя Плисецкая была балериной необычайной пластики и огненного темперамента. Это сочинение исполнялось на конкурсе в обеих возрастных группах, и, надо отметить, в исполнении одного из самых младших конкурсантов – Михаилу Васильеву всего 12 лет (!) — она прозвучала более, чем убедительно!

… В финал, совершенно заслуженно, вышли все пятеро музыкантов. В 3 туре, который состоялся 10 ноября, прозвучали концерты для виолончели с оркестром  Луиджи Боккерини и Йозефа Гайдна. Все пять выступлений были практически безупречны. Вдохновенное, выразительное исполнение никого не оставило равнодушным – ни слушателей, ни жюри, и вот он, прекрасный итог – трое юных виртуозов – Тихон Евланов, Ичи Чен и Михаил Васильев становятся обладателями II премии этого престижного конкурса, а Владимир Третьяков и Мария Янсон – завоёвывают III премию!

Самые горячие поздравления юным талантам, и пожелания им дальнейших  успехов и побед на музыкальном поприще!

 

Ирина Некипелова