Chinese (Simplified)EnglishFrenchGermanRussian
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮНОШЕСКИЙ КОНКУРС имени Е.А.МРАВИНСКОГО

Мастер — класс Мартти Роуси (Финляндия)

     В четверг, 1-го ноября, состоялся мастер-класс Мартти Роуси, члена жюри конкурса в номинации «виолончель».
М. Роуси, один из ведущих скандинавских исполнителей на струнных инструментах, сам в юности победивший на многих престижных конкурсах, как никто другой понимает весь круг вопросов и проблем наших талантливых участников. С 1995г. Мартти  совмещает исполнительскую деятельность с педагогической работой, ведя класс виолончели в Академии музыки им. Сибелиуса в Хельсинки. На своём мастер-классе Марти Роуси показал, что не только блестяще владеет своим инструментом, но и обладает всеми качествами умного, тонкого педагога, умеющего найти «подход» к любому ученику; педагога, умеющего принимать интересные, порой нестандартные решения самых сложных проблем, с которыми может столкнуться исполнитель. Ко всему прочему, Мартти обладает ещё одним немаловажным качеством, помогающим в любой сфере деятельности — у него отличное чувство юмора.

     Несмотря на то, что мастер-класс длился целых четыре часа, на протяжение которых  профессор сделал лишь один глоток воды и один раз надкусил яблоко, его внимание и интерес не ослаблялись ни на мгновение; в конце занятий в нём не было видно ни малейших признаков усталости; казалось, приди сейчас ещё десяток юных музыкантов и он будет делиться секретами своего мастерства ещё и ещё…

     Мастер-класс начался с занятия с Полиной Яруллиной (г.Москва, группа В). Накануне девушка не прошла в третий тур, сумев, тем не менее, завоевать сердца слушателей красивым звуком и тонким, проникновенным исполнением «Баллады» Власова. Полина решила показать программу третьего тура — концерт Й. Гайдна. Мартти тщательно проработал с ней каждый эпизод. Обнаружив сложное в техническом отношении место, Мартти уделил ему особое внимание: показал приём — движение правой кистью и локтем, при котором облегчается исполнение «мелкой» техники; он играл на своём инструменте, ученица вторила ему, только добившись результата, они пошли далее.

     Профессор обратил внимание на постановку, обращаясь непосредственно ко всем виолончелистам: с инструментом нужно быть в тесном контакте. Мартти заметил, что многие виолончелисты при игре «зажимают» плечи, они поднимаются несколько выше, чем следует, и контакт с инструментом теряется. Разыграв небольшой спектакль, профессор с большим юмором показал слушателям разницу в постановке на скрипке («скрипку вы можете держать высоко, ещё выше, ещё, высоко-высоко над головой») и на виолончели, которая должна быть внизу, «телом вы как бы обнимаете её».

     Следующим вышел один из самых юных участников конкурса, петербургский виолончелист Михаил Гранов. Он сыграл Сарабанду И.-С. Баха из программы первого тура. Профессор похвалил его за вдумчивое  исполнение, за красивый звук;  сказал, что мальчик талантлив и у него большое будущее. Мартти обратил внимание на то, что пальцы, держащие смычок, несколько «зажаты» и между ними почти нет свободного пространства. Он посоветовал тренироваться с мелком между пальцами; тут у профессора возник диалог с залом, из которого он сам вынес для себя новое знание: для этой тренировки прекрасно подходят прищепки для белья; что такое «прищепки» ему, иностранцу, слушатели объяснили при помощи весёлой пантомимы.

Говоря о пальцах на смычке, Марти сравнил их с семьёй: большой палец — отец, четыре остальных — сыновья, каждый со своим характером, каждый выполняет свои обязанности в доме, они действуют сообща; и все они  живут в тесном взаимодействии, любят и слушаются главного члена семьи — мать (смычок).

   Занимаясь с Марией Зайцевой (г.Москва, категория «А»), которая показала новое, только что «разобранное» произведение — сонату Боккерини, Мартти Роуси похвалил педагога за грамотный «разбор»; отметил талант юной конкурсантки (она самая младшая участница), сказав: «Если слушать её, закрыв глаза, возникает ощущение, что играет взрослый музыкант». Накануне мастер-класса Мария прошла в третий тур, заслужив своей прекрасной игрой длительные аплодисменты и горячее одобрение слушателей.

Профессор сразу же обратил внимание на инструмент Марии: он обнаружил, что подставка виолончели крупновата, поэтому у неё «простуженный голос» (он со свойственным ему юмором наглядно изобразил это в миниспектакле), и выписал для виолончели «лекарство», показав подставку своего инструмента.
Занимаясь сонатой Боккерини, ища и создавая яркие образы, Мартти уделил время проблеме вибрато. Исполнитель, желающий показать экспрессию, иногда играет излишне вибрированным звуком. В таких случаях звук становится агрессивным, экспрессия граничит с истерикой. Профессор показал на отдельных длинных нотах, что они могут быть «тёплыми» и без вибрато, продемонстрировал, что экспрессии в звуке можно добиться скоростью ведения смычка.

     Последним участником мастер-класса был Василий Степанов (г.Казань, категория «В»). Накануне юноша прошёл в третий тур, поразив слушателей ярким, зрелым исполнением, великолепным владением инструмента и тонкой музыкальностью.
Василий тоже показал новое, только что «разобранное» произведение — сонату Крамба.
Марти Роуси вёл урок с талантливым юношей не как урок старшего — младшему, а как беседу двух коллег. Два виолончелиста не говорили о технике, о постановке; они вместе искали и создавали яркие образы; рисовали друг другу картины, которые они видели за нотными листами; выстраивали драматургию произведения; они сотворили из сонаты целый музыкальный спектакль, который с огромным удовольствием наблюдала публика в зале.

     Этот мастер-класс дал многое каждому слушателю и участнику. Юные виолончелисты приобщились к секретам мастерства, узнали новые  технические приёмы; педагоги увидели интересный «подход» к знакомым проблемам; все слушатели получили благодатную «подпитку», которая обязательно даст толчок их дальнейшему музыкальному развитию.

 

Ирина Колесникова

Фотогалерея